Археолог Лю Фэнцзюнь из Шаньдунского университета в Китае объявил, что найденные в провинции Шаньдун кости покрыты иероглифами-пометками, возраст которых относится к 2800—2300 годам до н. э. Таким образом, китайская письменность оказалась приблизительно на тысячу лет старше, чем свидетельствовали предыдущие находки. Впрочем, ученые ожидали рано или поздно обнаружить более древние китайские иероглифы, так как наиболее ранние памятники древнекитайской письменности — иньские гадательные надписи предстают уже в основательно развитом виде.
По словам Фэнцзюня, найденные кости относятся к эпохе неолитической культуры луншань. На них встречаются изображения птицы Феникса и дракона, характерные для более позднего времени. Также распространены изображения слонов, буйволов, птиц и других животных. При этом кости имеют непонятные пометки, которые Фэнцзюнь и некоторые ученые считают первыми иероглифами.
Помимо костей археологи обнаружили костяные же ножи, черную керамику и котел для варки — эти находки типичны для луншань, что помогло сделать вывод о временной принадлежности иероглифов.
Луншань — неолитическая, общинно-родовая культура в Северном Китае, для которой характерны многие нововведения в быт древних китайцев. Сменив культуру яншао, луншань вначале охватывала среднюю часть бассейна Хуанхэ, а затем распространилась и на восток (провинция Шаньдун). Для луншань характерны тонкостенная серая и черная керамика, иногда лощеная, частично изготовленная на гончарном круге. Каменные орудия этой эпохи тонко шлифованы, широко распространены изделия из кости и раковин. С этой культурой в Китае впервые появились новые виды керамики, злаков (пшеница, ячмень) и домашних животных (быки, козы и овцы).
Культура луншань окончательно прекратила свое существование после завоевания земель династией Ся, правившей примерно в 2070—1600 годах до н. э. Но как полагают ученые, достижения в письменности унаследованы захватчиками. Дело в том, что изображения на костях напоминают гадальные кости, относящиеся к 1600—1046 годам до н. э.
Однако некоторые эксперты сомневаются, что пометки на костях действительно представляют собой иероглифы. Они предполагают, что рисунок представляет собой лишь результат воздействия окружающей среды, корней и червей.
Иньская письменность
Гадальные кости инь отмечались иероглифами, которые по своему типу аналогичны современным. Большинство иньских знаков представляло собой изображения предметов или сочетания таких изображений, передающие более сложные понятия. Кроме того, в иньской письменности уже указывалось дополнительное значение слова, уточняющее его.
Каждый элементарный знак древнего иероглифа представлял собой изображение контура какого-либо предмета, не разложимого на составные части. При этом один и тот же знак мог изображаться по-разному, а ориентация знака относительно направления строки не стабилизировалась.
Этот вид письменности постепенно модернизировался, существенные изменения произошли только во II—I веках до н. э.