Категории раздела
Археологические находки [54] |
Естествознание [88] |
Человек [35] |
Религия [12] |
Социум [46] |
История [16] |
Речь [52] |
Генетика [30] |
Космос [68] |
Технологии [9] |
Flash [3] |
Подписка на новые материалы
Статьи сайта
Авторские блоки
Навигация: Главная » Материалы, Статьи и Новости » Материалы из Интернета » Археологические находки |
Стоунхендж состоит из 82 пятитонных мегалитов, 30 каменных блоков, весом по 25 тонн, и 5 трилитов, масса которых достигает 50 тонн. (Фото ade.)
До сих пор никому не удавалось вразумительно объяснить, каким образом многотонные плиты доставлялись из карьера на равнине Солсбери (английское графство Уилтшир) в Пембрукшир (Уэльс) за 250 км. Попытки воспроизвести транспортировку с помощью деревянных роликов ничего не дали. К тому же эти ролики должны были оставить глубокий след в почве, но ничего похожего найдено не было.
Сотрудники Эксетерского университета выступили с весьма радикальной идеей после изучения таинственных каменных шаров, обнаруженных в Абердиншире (Шотландия) возле памятника, аналогичного Стоунхенджу, но с гораздо более крупными камнями. Эти шары размером с крикетный мяч имеют подозрительно схожие габариты — в пределах миллиметра. Отсюда мысль о том, что они были предназначены для совместного использования, а не по отдельности.
Учёные взяли доски, проделали в них пазы и вставили туда для начала деревянные шары. Доски поместили на другие доски с вырезанными в них дорожками, а сверху положили бетонные плиты. Археолог Эндрю Янг даже сел сверху, но его коллеге достаточно было подтолкнуть плиту указательным пальцем, чтобы она спокойно сдвинулась.
После этого были найдены спонсоры — американские кинодокументалисты, — и закипела работа над полномасштабной моделью. Правда, для экономии пришлось использовать сравнительно мягкие сорта древесины вместо дуба, который во времена неолита в покрытой лесами Англии должен был встречаться в изобилии. Кроме того, только часть деревянных шаров была заменена гранитными.
Результат эксперимента подтвердил: древняя подшипниковая конструкция позволяла перемещать тяжёлые грузы на большие расстояния! По словам профессора Брюса Брэдли, десять быков могли проходить с плитой для Стоунхенджа 15 км в день. Задние доски с подшипниками просто перемещались вперёд по мере продвижения.
Метод не оказывает долгосрочного воздействия на ландшафт, поэтому и следов не сохранилось.
Археологические находки говорят о том, что длинные доски в неолите изготавливались. Они служили в качестве дорожного покрытия в болотистых местах. Нет никаких свидетельств в пользу существования подшипников, но концепция работает и к тому же позволяет объяснить предназначение тех самых каменных шаров.
Теперь учёные работают над математической моделью, которая
позволит точно оценить масштабы «неолитических грузоперевозок», а также
готовятся к максимально аутентичному эксперименту с каменными шарами и
дубовыми досками. Пожелаем им удачи.
Всего комментариев: 0 | |